0

Страна Равноправия и Любви

(Н. Г. Чернышевский «Что делать?»)

Самая знаменитая из всех русских утопий, изложена в четвертом сне Веры Павловны, главной героини романа «Что делать?». В этом сне мы видим, что героиня попадает в общество будущего, построенное по законам Равноправия и Любви. Суть жизни людей в этом мире — счастливая, полноценная, здоровая физическая любовь. А все устройство организовано так, чтобы обеспечить равноправие любящих. Принцип равноправия предполагает, что каждый может оставить своего любимого без сопутствующих проблем: нет ни жилищного вопроса, ни проблемы детей. Живут все в больших дворцах, где каждый найдет себе интересное занятие — послушать лекции, почитать книги, потанцевать, освоить игру на музыкальных инструментах. Дворцы построены в южных широтах, поэтому в раю всегда вечное лето. Только те, кому захотелось развлечься созерцанием холодного времени года, перебираются во дворцы, построенные на севере — но это скорее развлечение. Воспитанием детей занимаются специально подготовленные наставники, те, кому это нравится и у кого это получается.
Дети совсем не знают своих родителей, а родители не интересуются судьбой детей — им некогда, они заняты любовью. Труд — основа жизни этих людей, поскольку мир вечной праздности убивает чувства, превращая в работу сам отдых. Но труд в этой стране не тяжел: всю трудную работу выполняют машины.

Стол ломится от яств, дружно садятся жители этого рая за стол — здесь нет лакеев, в столе сделаны специальные ниши с горячей водой, чтобы кушанья не остывали. Если кто-то хочет чего-то особенного и вкусного, то он платит за излишества, но на самом деле обычный, рядовой обед на столе великолепен и удовлетворит любому вкусу.

Отношения в паре строятся по принципу равноправия — каждый знает, что другой может оставить его, и потому так много стимулов стараться удержать любимого. А для этого надо постоянно развиваться, расти в нравственном и умственномотношении. Именно поэтому никогда не пустует библиотека и лекционный зал.

Каждый человек в этом обществе полон собственного достоинства и любви к ближнему. Весела и привольна их жизнь. Именно поэтому Светлая Красавица, сопровождающая Верочку во сне, говорит: «Будущее светло и прекрасно, любите будущее, приближайте его к себе, переносите из него в настоящее все, что можете перенести».

Чернышевский показывает, что перейти к принципам этого общества можно и в условиях настоящего времени, стоит только понять, что эти принципы правильны. Прообразом «дома будущего» в романе становятся швейные мастерские Веры Павловны, похожие на хорошо развитое социалистическое производства. Прибыль распределяется между швеями, на общие деньги организуется быт, проведение досуга. Здесь девушки обретают счастье, спокойствие, надежный заработок. Именно здесь бывшие проститутки превращаются в добродетельных девушек, а хозяйка мастерской становится каждой из швей лучшим другом.

Устройство мастерских было описано Чернышевским так соблазнительно четко, с ценами и затратами, что по всему Петербургу после выхода романа стали появляться подобные «фаланстеры». Правда, просуществовали они недолго: имущество было разворовано самим швеями, возникали скандалы из-за денег и просто из ничего. Чернышевский строил свой проект исходя из принципа так называемого «разумного эгоизма», полагая, что стоит людям показать выгоды и преимущества нового отношения к жизни, все они с радостью согласятся жить по-новому. На деле это оказалось не так просто, как на бумаге.

Загидуллина Марина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *