Проблема культуроформирующей функции деятельности СМИ остается на сегодня именно проблемой: с одной стороны, именно культурные события чаще всего попадают в поле внимания СМИ как информационные поводы разной степени яркости, с другой стороны, хаотичность и бессистемность предъявления этих поводов является знаком отсутствия культуртрегерской концепции СМИ (исключение могут составить специализированные каналы и издания, но в настоящей статье речь пойдет о региональных СМИ общей (широкой) направленности).
Рассмотрим исполнение этой функции на примере чествования Гоголя в связи с двухсотлетием со дня его рождения. С теоретической точки зрения, крупные юбилеи писателей, вошедших в так называемый пантеон национальной классики, обладают значительным мобилизационным потенциалом, который вполне может быть использован каналами массовой информации для активизации культуртрегерских задач.
Особый статус литературных феноменов наиболее очевидно проявляется именно во время юбилеев, когда их скрытый потенциал становится явным. Это связано с тем, что рейтинг литературы как общественного института в конце ХХ века резко падал, но функции литературы, утраченные в силу ряда объективных причин, ощущались в общественном сознании невостребованными. Это провоцировало актуализацию классического наследия как «контркультуры» по отношению к литературе постмодерна и в целом литературному затишью современной литературы (обретение классикой функций текущей литературы, по словам В. С. Непомнящего). Классика прочно ассоциировалась в русском сознании с именами первого ряда (Пушкин, Лермонтов, Гоголь).
В то же время сам алгоритм использования этого потенциала должен быть увязан с современными представлениями о функционировании классики в общественно-социальном пространстве. И здесь особое значение имеет сложившаяся еще в XIX веке дихотомия «Пушкин – Гоголь», важнейшего в истории русской литературы XIX века разделения на «пушкинское» и «гоголевское» направления. Вот характерное свидетельство из статьи А. В. Дружинина «А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений»: «Против того сатирического направления, к которому привело нас неумеренное подражание Гоголю, поэзия Пушкина может служить лучшим орудием. Очи наши проясняются, дыхание становится свободным: мы переносимся из одного мира в другой… Там, где прежде по сторонам дороги видны были одни серенькие поля и всякая дрянь в том же роде, мы любуемся на деревенские картины русской старины, на сохнущие и пестреющие долины… Неведомые равнины имеют в себе что-то фантастическое; луна невидимкою освещает летучий мрак, малые искры и небывалые версты бросаются в глаза ямщику, и поэтический полет жалобно поющих дорожных бесов начинает совершаться перед глазами поэта. Зима наступила; зима – сезон отмороженных носов и бедствий Акакия Акакиевича, но для нашего певца и для его чтителей зима несет с собой прежние светлые картины, мысль о которых заставляет биться сердце наше. Мужичок с триумфом несется по новому пути на дровнях; на красных лапках гусь тяжелый осторожно ступает на светлый лед, собираясь плавать, скользит и падает к полному своему изумлению. Буря мглою небо кроет, плача, как дитя, завывая зверем и колыхая солому на старой лачужке, но и в диком вое зимней бури с метелью таится своя упоительная поэзия. Счастлив тот, кто может отыскать эту поэзию, кто славит своим стихом зиму с осенью и в морозный день позднего октября сидит у огня, воображением скликая вокруг милых друзей своего сердца, верных лицейских товарищей и воздавая за их дружбу сладкими песнями, не помня зла в жизни, прославляя одно благо!» . В этом длинном «гоголевско-пушкинском» парафразе очевидно стремление автора подчеркнуть «мрачность» и «ничтожность» русской действительности в представлении Гоголя и «светлость» и «радостность» ее в изображении Пушкина. Здесь возможно приведение большего числа историко-литературных материалов, однако очевидно, что смысл будет все тот же .
Гоголь выступает сознательным обличителем, наставником, проповедником, он призывает и требует, в отличие от «светлого» Пушкина он лихорадочно ищет ответы на проклятые вопросы России. Но именно сегодня, в ситуации «идеологического вакуума» такое «прямое» слово и оказывается особенно востребовано!
Ситуация с двухсотлетием Гоголя была уникальной для независимых региональных СМИ: министерство культуры России не сочло необходимым обязать регионы отпраздновать юбилей достойно, поэтому региональные министерства даже «не заметили» этого события. Так, план работы Министерства Челябинской области на 2009 год вообще не включал в себя упоминаний имени Гоголя и хотя бы формальной организации юбилея. Тем самым создавалась прекрасная возможность использовать мобилизационный потенциал юбилея для активизации энергии «снизу». Несомненно, именно СМИ могли бы стать здесь главной движущей силой и превратить чествование Гоголя в своеобразную информационную акцию. Этого не произошло, и СМИ остались в роли «осветителей событий». Функции культуртрегеров взяли на себя представители филологических профессорских кругов. При этом ситуация для СМИ продолжала оставаться весьма конъюнктурной: факультет журналистики ЧелГУ имеет прочные связи основными СМИ города. Тем не менее сюжет празднования показал пассивность и невключенность СМИ в выполнение одной из важнейших своих функций.
Рассмотрим ситуацию подробнее. Профессор Т. Н. Маркова собирает оргкомитет, состоящий из интеллигентов-энтузиастов, откликнувшихся на призыв сделать хоть что-то для привлечения внимания людей к чествованию Гоголя. Затем комитет заручается поддержкой администрации (при этом министерство культуры и главное управление городской администрации не проявляют никакой инициативы, но соглашаются содействовать инициативам оргкомитета). Оказавшись в ситуации отсутствия официальной помощи, оргкомитет остается один на один с «целевой аудиторией» — широкими массами населения, на которых, собственно, и направлена его деятельность. Разрабатывается и уточняется план, во многих своих позициях использующий готовые ежегодные формы (например, конференции в вузах, конкурсы чтецов и т. п.). Тем не менее планируются и уникальные акции: викторины в Интернете, флэш-моб, уличные гуляния, издание книги по народной подписке. Все это требует огромных усилий со стороны организаторов, но тем не менее в конце концов удается, не исключая и несколько архаичного по форме (как и было задумано) торжественного городского собрания. В этих условиях перед СМИ поставлена одна задача – широкое освещение этих событий и привлечение к ним внимания общественности. Если «Челябинский рабочий» публикует большое интервью с руководителями оргкомитета и печатает план юбилейных чествований (привлекая внимание тысяч людей), то газеты, принадлежащие управлению по массовой информации, отказались тратить время и газетное место на эту информацию и ограничились размещением статей общей направленности, предоставленных участниками оргкомитета.
На примере «Губернии» хотелось бы задаться вопросом: почему событие такого крупного размаха оказалось неинтересно идеологам издания? «Губерния» выходит тиражом около 200000, она могла бы быть реальным информатором для всей области, однако этого не произошло. По-видимому, издание направлено исключительно на информирование о чиновных новостях, что делает его совершенно официозным. Между тем по ходу реализации проекта в «Челябинский рабочий» пришло письмо от учительницы на пенсии из Златоуста со словами горячей поддержки намеченных мероприятий. Это письмо показывает, что область могла бы активно откликнуться на происходящие события. То же можно сказать и о позиции «Южноуральской панорамы», по-видимому, рассматривающей культуртрегерские задачи как второстепенные. Не стали исключением и принадлежащие главному управлению радиоканал и ОТВ. Их интерес к событиям не выходил за рамки использования информационных поводов, можно констатировать отсутствие реального плана освещения событий и концептуальности действий.
Таким образом, событие оказалось организовано и проведено инициативной группой, а СМИ выступили сателлитами этих действий. Характерна реакция корреспондента «Комсомольской правды» А. Дыбина во время проведения акции «Невский проспект»: «А о чем тут писать? Где картинка?..» – и отсутствие сколько-нибудь значимых материалов в газете (за исключением материала «В Челябинске воскресят «Мертвые души»», ставшем классическим образцом невежества корреспондентов современных СМИ: в статье авторы не побоялись признаться в том, что задавали профессору Марковой вопрос, где она возьмет текст второго тома, если Гоголь его сжег?) Таким образом, в целом получилось, что региональные СМИ оказались пассивными и иногда комично невежественными участниками акций, связанных с именем Гоголя. Конечно, были и вполне профессиональные материалы, но и в них журналисты не обошлись без откровенных промахов (например, в материале А. Богомоловой о гуляниях на Кировке говорится об изданной на народные деньги книге Гоголя «с надерганными отовсюду иллюстрациями» («Челябинский рабочий»). Это вызвало справедливое возмущение библиотекаря библиотеки им. Пушкина Н. Б. Крыловой, предоставившей для проекта издание «Мертвых душ» 1900 года, откуда и были взяты иллюстрации).
В целом именно издание второго тома «Мертвых душ» привлекло наибольшее внимание прессы: об этом вышли статьи и заметки во всех основных изданиях города, этому были посвящены сюжеты четырех разных местных каналов. Но при этом основное внимание в публикациях сосредоточено было именно на вопросах, «сколько денег собрали», «сколько стоило издание». Хотелось бы подробнее остановиться на финансовой стороне вопроса.»Народная подписка», организованная в основном вЧГПУ и ЧелГУ (в меньшей степени в ЧГАКИ и библиотеках) собрала порядка пятой части стоимости всего издания. Остальные деньги были привлечены со стороны спонсоров – П. Б. Рабина, В. С. Середкина, О. Г. Иванова. Очень много было сложностей с привлечением Законодательного Собрания. Поддержав специальным письмом и даже включив своего представителя в состав оргкомитета, Законодательное собрание не откликнулось на призыв собрать хоть немного денег для этого проекта. В целом можно отметить, что «кулуарные» культуртрегерские приемы себя в настоящее время исчерпали, и если административные органы и могут помочь
Анализируя итоги освещения юбилейных событий в СМИ, остается отметить более значимые, чем только конкретная акция, явления: отсутствие культуртрегерской задачи на уровне стратегии изданий и каналов.
Какова могла бы быть эта стратегия? Думается, что пришло время обращаться к опыту партийного руководства прессой, как бы странно и архаично это ни звучало. Помимо службы выпуска, должна работать система тематического контроля за содержанием издания, когда четко планируется количество материалов, освещающих ту или иную тему, когда есть контроль за равномерным освещением разной тематики – культуры, науки, спорта, экономики – в целях преодоления однобокости информационной картины дня и информационной картины ежедневной жизни региона в целом. Пока такая стратегия не просматривается, создается впечатление случайности и пунктирности самой «плоти» газет и новостных блоков каналов, либо очевидный перекос в сторону освещения деятельности чиновных служб.
Если же выделять культуроформирующую функцию, то она должна быть отрефлексирована на уровне долгосрочных планов редакции: должно быть четкое понимание задачи, которую выполняет СМИ.
В случае с юбилеем Гоголя издания могли бы действительно вызвать интерес и к имени, и к творчеству писателя, а главное, включить эти материалы в более широкий контекст размышлений о судьбе русской литературной классики, о месте книги в современной жизни, поддержать проект «Доступная классика» по сбору денег на издание дешевых книг классиков с текстами, не известными широким массам (как, например, второй том гоголевских «Мертвых душ»). Потенциал СМИ как информанта об образцах социального поведения сегодня практически не используется – при том что газеты имеют постоянных читателей и развернутую аудиторию. Наверное, время «гонки за читателем любой ценой» миновало, и сегодня уже очевидно, что дело не в «конъюнктуре», а именно в интерактивном росте издания и читателя, зрителя.