Про нескучность

Марина Викторовна Загидуллина известна не только тем, что она преподаёт на журфаке ЧелГУ и пишет блестящие научные работы. Любому, кто заглядывал в её кнайп-клуб «Вook-вари», запомнилась камерная уютность этого места. Но сегодня разговор зашёл не столько о собственных проектах, сколько об образовании и философии вообще.

Коротко о прошлом

Марина Загидуллина в ЧелГУ

Марина Загидуллина в ЧелГУ

Марина Викторовна, закончив филологический факультет ЧелГУ, стала преподавать там же.
Но между учёбой и работой в университете прошли шесть лет учительства в «привокзальной» школе. Молодому преподавателю сразу поручили классное руководство в десятом выпускном классе.

— Дети были очень разные. С десятиклашками какие-то сестринско-братские отношения сложились, а вот потом те, кого я вела с 4-го по 11-й, дорого мне дались.

То суды, то драки, то побеги из дома, то несчастная любовь, то один другому чуть глаз не вышиб — в общем, как у всех, но лично для меня это была целая Вселенная.

И всё время что-то мы с ними придумывали — то академии устраивали, то в походы отправлялись, не только летом, но и зимой. Сейчас встречаюсь с ними — говорят: «Только это и вспоминаем».

Параллельно работе в школе Марина Викторовна писала кандидатскую диссертацию. Защита прошла в 1992 году.

— Почему же вам так важно было защититься?

— Понимаешь, я — филолог в третьем поколении. Скорее, это был вопрос чести и принципа. Мама, правда, хотела, чтобы я в методисты ушла — как и она. Но мне это было не очень интересно.

Увлечена была именно филологией — анализом текстов. В 2002 году была защита и докторской диссертации «Классические литературные феномены как историко-функциональная проблема», но фактически — «Реальное (а не желаемое) место классики в массовом сознании».

Диссертации предшествовал выход книги тиражом всего 100 экземпляров, но в Москве живо откликнулись, появились заинтересованные отзывы и рецензии в известных изданиях.

А книга «Пушкинский миф в конце ХХ века» стала сама мифом — о ней говорили и спорили, но купить её было невозможно, весь тираж в считанные дни разлетелся. Уже потом книга была выложена в Интернете.

Журналистика увела из привычного круга

На журфак Марина Викторовна пришла в мае 2003 года. Факультет тогда только «начинался».

— Трудно было начинать, ведь всё-таки факультет молодой?

— Да ещё и никто толком не понимал, что такое «теория массовых коммуникаций» (так моя кафедра называется). Коллеги из ЮУрГУ и сейчас «прикалываются»: у нас, мол, массовая коммуникация, а у вас она во множественном числе. Как у сантехников.

Марина Викторовна пришла на факультет к самой защите дипломов:

— Поначалу даже подумала: «Неужели это и есть темы выпускных работ?» Журналистика разительно отличалась от того, что преподавали на филфаке.

— Как же получилось, что вы всё-таки согласились?

— Перед тем как решить этот вопрос, я посоветовалась с мамой. Она сказала, что доля здорового амбиционизма должна быть в каждом человеке. Поэтому я решилась.

Кстати, если бы не перешла на журфак, то, наверное, ушла бы из университета: тяжело было идти по одним и тем же кругам, после докторской прямо «жабрами» чувствовала — нужно новое поле деятельности.

Балласт будет всегда

— Чем, на ваш взгляд, отличается журналистика от другого образования?

— Журналистика не академична, она не укладывается в рамки университетского образования. В 18 — 20 лет журналист социализирован на порядок выше, чем любой другой студент.

— А можно ли научить человека быть журналистом?

— Конечно, научить можно всему, но, прежде всего, журналистика должна быть образом жизни. Поэтому
и получается, что кто-то оказывается не способен работать по той специальности, которой учился.

Всегда, на любом факультете будут те, кому можно поставить диагноз «профессионально не пригоден». Практика их отсеивает.

— Многие студенты, получив плохую отметку, винят в этом преподавателя.

— Студента нужно учить, и сам он должен стремиться к знаниям. В образовании важна одна вещь — личностная мотивация. Тогда можно и не обращать внимания на преподавателя, талантлив он или нет. Мотивированный студент — это «знаниевый вампир», побольше бы таких.

— Каким же должен быть настоящий журналист?

— Есть важная задача журналиста — быть широким и поверхностным. Ему открыт огромный мир — от молекулы до космоса, от физики до лирики, от бомжа до президента.

А задача — это снять тонкую плёнку знаний с целого пласта, суметь простыми и доступными словами объяснить всем узкие понятия; это должна быть отрефлектированная поверхностность.

И ещё нужно уметь сказать правду — не надо бояться рассказать, что король на самом-то деле голый.

Серебряный колокольчик

— Марина Викторовна, расскажите о важных для вас сейчас проектах.

— Заканчиваю учебник по «Актуальным проблемам современности», есть такой предмет в журналистском учебном плане. Хотела сначала писать стандартную «учебную книгу», но получился совершенно ни на что не похожий труд.

Думаю, что это правильный подход — книга о современности должна не «факты собирать», потому что они устареют быстрее, чем книга из печати выйдет, а быть направленной на воспитание актуальных человеческих качеств, которые в целом журналиста делают журналистом.

Поэтому считаю, что цель моего учебника (и предмета, которому он посвящён) — это воспитание мозга. Такой очень личностно ориентированный и провокационный учебник.

Главное — это разбудить человека изнутри, чтобы тот не спал. Как у Чехова: словно кто-то стоит у двери и постоянно звонит в серебряный колокольчик.

— Учебник — студентам. А науке что?

— С наукой у меня тоже непростые отношения. Я думаю, что моя научная участь — «постмодерн».

Я написала монографию в трёх томах («Национальная идея», «Пища телесная как духовная», «Служение»), которая для самой меня стала самоочищением и подъёмом на новый уровень, а не только «квалифицированным научным исследованием».

Постоянно возвращаюсь к мысли о важности рефлексии для каждого. Если бы каждый занимался «здоровым самокопанием», то это был бы более эффективный путь к улучшению общества, чем даже самое лучшее образование и усвоение «набора знаний».

— Почему вы решили написать именно такие, обращённые больше к сердцу, чем к уму, книги?

— В последнее время в науке наблюдается тенденция к «очеловечиванию»: всё должно быть пропущено через нервы, а не построено по определённым формулам. Поэтому книги — это результат внутреннего «пропесочивания», тщательного разбора и анализа самой себя.

И сейчас я хочу очень важную для меня задачу решить — исследовать социологический и культурологический смысл «идеала нищеты» в России.

Такой известный и всё же непроанализированный факт: богатство заклеймено и проклято, богатые — это «звери и сволочи», но при этом все, кто так рассуждает, не откажутся разбогатеть.

Именно сейчас в России просто кипение интереснейшего материала на эту тему, его надо успеть «схватить», зафиксировать — это нужно, возможно, не столько нам, сколько тем, кто придёт позже.

И меня эта проблема особенно занимает как «вторая сторона» инертности: мечты получить всё, не делая ничего.
И конечно, очень важной я считаю в целом концепцию разукрупнения общества (эта идея подробно проанализирована в «Служении»): уход от мегаполисного существования, понимание собственной причастности к природе (а не использования её в «своих целях»), отказ от крупных производств, от всего огромного, сверхчеловеческого.

Я называю свой проект переустройства общественной жизни «моя маленькая Деревня». Очень хочу собрать людей, увлечённых подобными идеями, довести идею до концептуально-проектного уровня.

Дело здесь именно в проективности таких идей — при хорошей и качественной проработке это может быть настоящий (а не утопический) крупный проект, который ставит город и область в авангард неизбежной сегодня «революции регионов».

Дойти самому

Помимо активной научной работы Марина Викторовна успевает и путешествовать. Она бывала в Англии, США, Швеции, Латинской Америке, Китае, Тибете. Теперь собирается открыть для себя Европу — Грецию, Францию, Чехию.

— Марина Викторовна, где вам понравилось больше всего?

— Несмотря на множество красивейших мест, которые я видела, считаю, что Россия — это потрясающее пространство для путешествий. Бывают такие заповедные уголки, где понимаешь, что это и есть настоящая жизнь.

Вообще в жизни каждого человека должен быть период, когда он будет путешествовать и открывать мир. Главное — делать это самостоятельно, вдумчиво, не от «достопримечательностей» идти, а от желания понять суть Других.

Это очень важно, почти жизненно важно сегодня, когда мир так стремительно глобализуется. С этой точки зрения я смотрю на Челябинск «глазами иностранца»: вот что интересного он здесь увидит? Что его поразит?

Куда он пойдёт, чтобы понять суть Другого (то есть нас)? Что в нас, челябинцах, неповторимого, уникального? Мы ведь и сами не знаем, плохо знаем свою историю, свой край. А надо именно здесь укорениться (душою — и мозгом тоже!), вот это всё должно быть интересно и важно для каждого.

И тогда с сердцем, полным Своего, с пониманием того, как формируется уникальная идентичность (мы челябинские, или мы уральские), можно отправляться в другие страны — чтобы понимать, что есть уникальность пльзеньская или там карловарская
(а не так что «чехи» или «поляки» становятся нам понятны по двум экскурсиям в центре Варшавы или Праги).

Путешествие — это труд, это настоящее испытание для души, ума, сердца. А у нас пока на это смотрят как
на развлечение…

Нужно — делай

Марина Загидуллина — не только хозяйка кнайп-клуба «Book-вари». Она занимается ещё и издательством, которое постепенно «набирает обороты».

Но именно кнайп-клуб — место, где сошлись в одной точке её книжные и «антропоцентричные» проекты (о чём можно прочитать в её книжке «Пища телесная как духовная»).

— Марина Викторовна, зачем, почему появилась идея открыть кафе, где можно читать книги?

— Идея-то сама по себе простая, но я никогда не шагнула бы к её воплощению, если б не знакомство с Павлом Рабиным. Он просто открыл мне, что мир гораздо шире, чем «номенклатура», в виде которой этот мир представляю.

Если хочешь, чтобы цвели цветы или стояли книги на полках, — делай. После встречи и разговоров с ним у меня было ощущение, что я всё там же, где и была, но как будто окно помыли — и света стало больше, и мир за окном совсем другим кажется.

Он открыл эту истину, помог мне шагнуть вперёд и ушёл, предоставив всё делать самостоятельно. И это тоже было очень важно, что всё надо делать самой. Именно тогда и открылось второе дыхание, третий глаз, четвёртое измерение — назови это как хочешь.

«Book-вари» — площадка для презентаций интеллектуальных идей. Приходи и выступай, рассказывай, выставляй свои работы, читай стихи, реализуйся — и критику получай, конечно.

Когда видишь, что приходят люди выпить чаю, почитать книги, посмотреть фильмы, понимаешь, что идея организовать культурное пространство востребована, нужна. Это, конечно, проект не прибыльный.

Но я надеюсь, что со временем место это будет всё более и более важным для города.

Напоследок Марина Викторовна открыла секрет своего успеха:

— На самом деле формулы успеха, как и формул любви, счастья, нет. Думаю, что самое главное — это не-скучность. Когда становится скучно делать что-то, надо это бросать и идти туда, где тебе будет интересно.

Мария АРДЫШЕВА
Фото Виктора БАСКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *