0

«Иней» группы Kambodge и «Варежка» Ю. Норштейна

Слова песни неизвестны. Текст не может быть понят. Текст не важен и не значим. IMVA отнесла эту музыку к направлению Punk. Я не уверена, что это так и есть – но, возможно, именно это направление было указано при регистрации клипа на сайте. Меня интересует выбор сюжета с точки зрения детских фобий, прочно законсервированных.
Четыре героя клипа (Папа, Мама, Девочка и Снегирь) – не считая музыкантов, исполняющих песню среди холодной рощи, – образуют классический драматургический тетраэдр, причем роль Отца здесь фоновая. Подобный сюжет был блестяще использован Юрием Норштейном в «Варежке» — погруженная в свой взрослый мир мама, девочка, которой строго-настрого запрещено приносить в дом всяких кошек-собак, варежка, чудесно превратившаяся в щеночка на радость аутичному ребенку. Катарсисом мультфильма было перевоспитание мамы в конце мультфильма – она сама идет за щенком и приносит его в дом, устанавливая тем самым первый мост к своему ребенку.
В клипе «Иней» сюжет потрясающе прост и рассказан видеосредствами без слов (нет слов и в мульте Норштейна). Характеристика Девочки: аутистка, никому не интересная в своем классе (кадр в школе – девочка одна, на последней парте, в нее кидают скомканную бумажку, она красиво рисует снегиря вместо того, чтобы слушать учителя: основные мотивы одиночество, непонимание, автономность). Характеристика Мамы: жесткая индивидуальность, правильность (строгая прическа, строгие костюмы, контроль за своей внешностью – сцена с маской на лице), нежелание налаживать взаимопонимание с дочерью, раздражение против нее. Характеристика Отца: полностью ушедший в самодостаточность ничегонеделания человек (раб телевизора и пульта, которые уже не доставляют ему никакой радости, мрачен и бесчувствен; поза Отца в кресле с пультом напоминает картину В. Сурикова «Меньшиков в Березове» — такой же мрачный и почти отчаявшийся человек, см., например, здесь: www.staratel.com/pictures/ ruspaint/big/597-1.jpg. Интересно, что Меншиков у Сурикова окружен детьми, но они его точно не волнуют, он весь опрокинут «в себя»). Характеристика Снегиря: снегирь как снегирь. Как и веселая Варежка, любившая свою маленькую хозяйку, Снегирь явно привязан к Девочке – сцены, где Девочка его целует (он доверчиво тянется к своей спасительнице).
Но «расклад отношений» позволяет усмотреть массу неожиданных поворотов.
Девочке нужны родители, и она смотрит на маму с испугом и надеждой (сцена с тарелкой, буквально швырнутой ребенку). Сцена одинокой, не разделенной ни с кем трапезы, становится символическим ключом к одиночеству ребенка в доме. Ребенок в полной семье оказывается абсолютно вычеркнут из жизни взрослых.
Мама – впечатление, что воплощена главная детская фобия «мама-монстр» (как в страшилках Успенского – «мама съела свою дочь»). Другой наивно-детский поворот – птичка как символ свободы и несвободы. Снегирь, посаженный в маленькую коробку, спасен от холодной смерти. Девочка тоже ощущает себя пленницей своего дома (и – шире – мира), с той разницей, что хозяева ее тюрьмы не очень-то с ней церемонятся. Школа и дом становятся вариантами камер. Наиболее характерное подтверждение – мама, обнаружившая «нарушение режима». Сквозь коробку снегиря отчетливо виден кулак – и обручальное кольцо на пальце. Это одновременно символ семьи и наказания. Девочка, по-видимому, никак не страшится того, что может быть лично с ней. Она боится за судьбу своего друга, за которого несет ответственность. Она выпускает Снегиря на волю. Сцена на мосту, где девочка прощается с товарищем, символична: мост перерезает пространство сюжета на две части, являясь по сути пороговым пространством: ребенок перестает быть ребенком, возвращение домой будет возвращением в новую систему отношений, где, скорее всего, из врага «тайного» она станет явным врагом Мамы. Это путь самопожертвенный и одновременно стоический (такой поворот использовался в десятках разносюжетных «Житий» — текстов о судьбах святых).
«Иней» – клип о разноликой свободе и модель прорыва – выполненная в консервативно-детской инфантильной манере, дающей неизбежность катартической реакции – как и в фильме Норштейна «Варежка».

Вот ссылки на клип:  http://vimeo.com/3239848

http://www.youtube.com/watch?v=jJYU_xLXzaI

Вот ссылки на мультик:

http://multiki.arjlover.net/info/varegka.avi.html

http://mults.spb.ru/mults/?id=33

Загидуллина Марина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *