0

ИБАНСК

Источник информации о стране: роман А. Зиновьева «Зияющие высоты» (1974)

Характер источника: обрывки рукописи, найденной случайно (то есть без ведома начальства) автором на мусорной свалке и изложенные в виде цельного повествования.

Местоположение: Ибанск есть никем не населенный населенный пункт, которого нет в действительности, в стране, занятой построением изма.

Эпоха: период развитого социзма. Социзм есть вымышленный строй общества, который сложился бы, если бы в обществе индивиды совершали поступки друг по отношению к другу исключительно по социальным законам.

Население: обычные люди, но у них нет имен, есть только социальные роли: Сотрудник, Мыслитель, Литератор, даже Шизофреник: Они люди как люди, живут в своем городе на берегу речки Ибанючки, слепо подчиняются руководству, но порой собираются у Молочного Ларька, торгующего пивом, и говорят на запрещенные темы. Жизнь ибанцев делится на две части: «правильную» (собрания, заседания, мероприятия) и «неправильную» (обсуждение «несанкционированных» трактатов и идей).

Порядки в стране: После смерти Хозяина и выдвижения Хряка страна впала в состояние, которое почему-то стали называть либеральным, а на самом деле это был период полной растерянности, когда Институт Профилактики Дурных Намерений и Лаборатория Промывания Мозгов утратили свой четкий курс. Именно в это время несознательные элементы вроде Шизофреника и Мазилы и принялись вести свою деятельность, подрывающую основы изма. Жизнь ибанского интеллигента — разговор, причем разговор бессмысленный и бессистемный. Вот пример такой беседы: «Я всю жизнь живу с таким ощущением, говорит Болтун, будто вот-вот раздастся команда «Выходи строиться!», и я выбегу, встану в строй и зашагаю туда, куда прикажут, Я понимаю это, говорит Клеветник. Я всю жизнь живу с таким ощущением, будто вот-вот раздастся стук в дверь, мне скажут «Собирайтесь!», и я пойду туда, куда меня поведут. От прошлого надо очищаться покаянием, говорит Посетитель. Каяться должны грешники, говорит Болтун. А как очиститься от будущего, спрашивает Клеветник. Гнетет не прошлое, а ожидание неизбежного. Покориться, говорит Посетитель. Все равно осталось немного. Потерпите немного, и все кончится. И не будет ничего, А Ничто не страдает. И не имеет проблем. А я живу с таким ощущением, говорит Мазила, будто мне давно уже говорят и говорят «Пшел вон!»>.

Итоги: Болтуну удается разгадать тайну ибанского общества. Это крысарий, жизнь в котором упорядочена благодаря согласию упорядочивающих и упорядочиваемых. Почему же мыслящая, творческая часть ибанцев не бежит из крысария сломя голову? Ответ прост: им нравится их бесправная жизнь, им нравятся правила игры, которые они выучили наизусть. Каждый творец заранее знает, почему его произведение искусства будет запрещено, а сам он подвержен Острой и Справедливой Критике. А когда все знаешь наперед — легче жить.
Болтун подводит итог: <Наше население прекрасно знает, что из себя представляет наша система жизни. И знает, что эта система далеко не идеальна, как об этом трубят газеты, радио, телевидение, кино, книги и т.д.
Вместе с тем эта система удобна для подавляющего большинства населения. Оно поносит свою систему во всех звеньях и на всех уровнях. Но не сменяет добровольно ни на какую иную>. Ибанск — город вечного строительства изма.

Загидуллина Марина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *